Конструкция двигателя предполагает работу в режиме высоких температур. Во время сгорания топлива цилиндр нагревается до 2000°С. При этом оптимальные условия эксплуатации варьируются в пределах 80-100°С. Чтобы металл не деформировался при многократных циклах расширения и сжатия, предусмотрена система охлаждения. Цель – обеспечить оптимальную температуру среды, для корректной и длительной эксплуатации двигателя, а также для создания комфортного микроклимата внутри салона автомобиля.
Тепло отводится от силовой установки двумя типами охлаждающих систем: закрытой и открытой. Независимо от вида, каждая нуждается в регулярной диагностике и своевременном обслуживании, особенно в период смены сезонов. От этого полностью зависит производительность двигателя, стоимость текущего и капитального ремонта.
Типичные неисправности системы охлаждения
Самыми тяжелыми периодами для двигателя грузовика считаются поздняя весна и лето. Риск перегрева увеличивается пропорционально температуре окружающего воздуха. Как показывает статистика, нарушения в работе охлаждающей системы становятся причиной до 30% случаев серьезных поломок двигателя грузовых автомобилей, которые приводят к дорогостоящему ремонту или полной замене силового агрегата.
Характерные неисправности в устройстве охлаждения двигателя:
- образование накипи на стенках бака и трубок радиатора;
- трещины на стенках водяной рубашки цилиндра, радиатора;
- нарушение функционала термостата;
- износ уплотнительных элементов;
- поломка вентилятора или его отдельных деталей;
- выход из строя водяного насоса;
- недостаток антифриза.
Все перечисленные дефекты могут привести к критическому перегреву мотора, деформации ключевых узлов и, как следствие, выходу из строя двигателя.
Если плановая диагностика подтверждает наличие проблемы, перед ремонтом вся система охлаждения промывается специальными растворами, радиатор и головка цилиндров вывариваются от накипи.
Комплексная диагностика
В рамках плановой проверки диагностируется полностью вся установка охлаждения на предмет износа. Это не самый простой метод, но самый информативный и надежный. Диагностика проводится в несколько этапов:
- Уровень охлаждающей жидкости. Недостаток антифриза приводит к перегреву двигателя, избыток – причина выдавливания жидкости через расширительный бачок.
- Состояние охлаждающей жидкости. При помутнении, наличии примесей антифриз или тосол необходимо заменить. Средний срок службы охлаждающей жидкости 2-3 года.
- Герметичность системы охлаждения. Антифриз может подтекать из бачка, резиновых шлангов, термостата, радиатора, водяного насоса. Трещины, механические повреждения, ослабевшие стяжные хомуты – главные причины утечки. Проверяется подачей сжатого воздуха в систему.
- Термостат. Экспресс диагностика проводится без снятия с машины. Причиной сбоев может стать подклинивание устройства – неполное открытие, после прогрева жидкости или не закрывается после остывания.
- Вентилятор. Проверяется корректная работа устройства: своевременное включение, отключение, своевременный запуск.
- Водяной насос. В негодность может прийти подшипник, привод помпы и разрушение крыльчатки. Также причиной некорректной работы могут стать износ уплотнителей и сальника.
- Крышка радиатора. Проверяется номинальное давление, состояние главного уплотнителя, предохранительные клапаны, герметичность на стенде.
Комплексная диагностика позволяет точно определить даже незначительные неисправности, которые в будущем могут стать причиной аварийной ситуации. Своевременное выявление дефектов служит гарантией быстрого и финансово доступного ремонта.
Ремонт систем охлаждения
В рамках планового или капитального ремонта грузового автомобиля проводятся следующие мероприятия:
Ремонт и замена радиатора
Устраняются типичные неисправности важнейшего элемента охлаждения: изгиб, разрывы трубок, повреждения пластин, трещины на баках. В неразборной части трубки отпаиваются. Затем меняются на новые запчасти, или восстанавливаются. В случае большого количества повреждений ремонт интеркулера радиатора предполагает полную переборку сердцевины.Трещины в бачках (верхних и нижних) завариваются или заделываются составами на основе эпоксидных смол. После проведения всех необходимых работ, радиатор вновь проверяется на герметичность. Если повреждения критичны или срок эксплуатации радиатора подошел к концу, элемент подлежит замене.
Ремонт патрубка
Подводящие и отводящие антифриз элементы охлаждающей системы подвержены температурным испытаниям не меньше, чем радиатор. Рано или поздно патрубок придется заменить. Процесс замены требует аккуратности и определенной последовательности действий, чтобы не повредить хрупкие горловины радиатора. Из системы сливается жидкость, снимаются хомуты на поврежденном патрубке и деталь осторожно удаляется. Замена происходит в обратной последовательности. После залива антифриза система проверяется на предмет утечек и корректной работы. Чтобы продлить срок эксплуатации нового патрубка мастера рекомендуют использовать только качественную охлаждающую жидкость и своевременно проводить диагностику.
Замена термостата охлаждающей системы
Неисправность термостата практически всегда отражается на комфорте передвижения и расходе топлива: зимой машина плохо прогревается, в кабине холодно. Замена производится при остывшем двигателе. Старый термостат снимается, удаляются уплотнения или остатки герметика с посадочной поверхности. Перед установкой новой запчасти внимательно осматриваются шланги, водяной насос и крышка радиатора. По окончанию работ система проверяется на утечки при холодном и горячем двигателе.
Ремонт датчика температуры
Замена датчика температуры требуется относительно редко. Чаще всего повреждения происходят по причине механического воздействия. На неисправность указывают датчик CheckEngine на приборной доске, увеличенный расход топлива, некорректный запуск вентилятора (при холодном двигателе), перегрев двигателя. Профессиональная замена датчика не требует много времени. Из системы сливается антифриз (тосол), снимается воздушный фильтр, поврежденный прибор аккуратно выкручивается и меняется на новый. Система наполняется охлаждающей жидкостью и проверяется на предмет утечек.
Диагностика и плановый ремонт системы охлаждения – обязательные условия надежной эксплуатации грузового авто. Профилактические процедуры необходимо выполнять в рамках регулярного техосмотра, тогда двигатель будет бесперебойно работать многие годы и не потребует дорогостоящего сервисного обслуживания.